пятница, 22 июля 2011 г.

Мекка для студентов-астрономов

Коуровская обсерватория существует уже 45 лет и за это время превратилась из просто учебного подразделения в полноценный научный астрономический центр. Почти каждый наш студент-астроном хоть раз да бывал в ней. Впрочем, приезжают в Коуровку из многих уголков мира. О том, как живет обсерватория и почему ее называют Меккой студентов-астрономов, мы поговорили с Александром Васильевичем Локтиным, заведующим отделом звездной астрономии и астрофизики, и Татьяной Сергеевной Полушиной, ученым секретарем обсерватории.


- Александр Васильевич, сколько телескопов на вооружении уральских астрономов?

- Начнем с того, что совсем недавно у нас установлен новый телескоп с диаметром главного зеркала 1.2 метра с возможностью наблюдений в главном фокусе и двух фокусах Нэсмита. Телескоп оснащен оптоволоконным спектрографом высокого разрешения. Конечно, это не самый большой телескоп, но он существенно расширяет возможности наших исследователей. Кроме того, в нашем распоряжении два телескопа с диаметрами зеркала 70 и 45 см, астрогеодезический и солнечный телескопы, камера для наблюдения искусственных спутников Земли и двойной телескоп-робот.

- В Коуровской обсерватории проходят практику все студенты-астрономы нашего университет, так как сотрудники тесно сотрудничают с преподавателями УрГУ, создавая уникальное сочетание науки и образования. По каким направлениям ведутся исследования?

- Мы изучаем звезды и звездные скопления, астероиды, Галактику в целом, солнечную активность (те же пятна) и ее влияние на Землю. Кроме того, следим за искусственными спутниками Земли. С их помощью на Земле работает интернет, сотовая связь, телевидение и надо, чтобы они находились в определенной точке неба. Но спутники подчас не желают находиться там, где нужно. Поэтому необходимо исследование поведения спутников на их орбитах. Занимаемся федеральными заказами, участвуем в совместных международных астрономических исследованиях, да и у каждого сотрудника есть «своя» тема, которые тоже разрабатываются.

Говорить что-либо о конкретных исследованиях уральских астрономов - нет смысла, так как нельзя выделить самый интересный или скучный проект. Для каждого ученого именно его работа - самая интересная и захватывающая.

- Когда думаешь о наблюдении за звездами, по незнанию представляешь себе астронома, прильнувшего к телескопу. Татьяна Сергеевна, а как же на самом деле ведутся наблюдения

- В наши телескопы не посмотришь, как в школьные - через окуляр. Наблюдения ведутся при помощи компьютеров. Иногда это разочаровывает посетителей, которые представляют себе астронома - как человека, прильнувшего к большой трубе. Раньше действительно смотрели так, это было достаточно трудно. Представьте: в холод, ученый находился в помещении, которое не отапливается (рядом с оборудованием не должно быть обогревателей, это вредит наблюдениям). Астроном стоит на стремянке, и держаться за телескоп нельзя, потому можно легко сдвинуть его с намеченной позиции. Оттуда можно упасть, и падения были. Но сотрудник никогда не хватается за телескоп, чтобы удержаться. Для тепла одевают обогревающую жилетка и электротапочки. Ногам и груди тепло, а вот руки и лицо мерзнут нещадно. Но чем не пожертвуешь ради науки? Тем более что чем морознее ночь, тем лучше и качественнее результаты наблюдения. Таким образом проводились наблюдения раньше. Сейчас хотя и есть компьютеры и большую часть времени проводим за ними, но все еще наблюдаем и старым способом тоже.

- Одна из главных проблем в российской науке – отсутствие молодых ученых. Как с этим обстоят дела в Коуровке?

- Не скажу, что плохо. Но и не совсем хорошо. Молодые ученые, конечно, есть. Но многие предпочитают уезжать за рубеж или уходить на более высокооплачиваемую работу, так как зарплата у научных сотрудников более, чем скромная. Надолго в обсерватории остаются фанаты своего дела, каждый из которых немножко сумасшедший. Впрочем, это хорошо, именно на таких энтузиастах держится российская наука.


- В честь сотрудников обсерватории названо 4 планеты и еще одна носит имя Коуровка. Каким образом происходит появление «своих» планет?

- Вот те бумажки, которые покупают за большие деньги и где, якобы, указано, что вашим именем названа планета – обман. Истинной ценности и признания такая вещь не имеет. Для начала надо открыть планету, чем и занимаются ученые. Астроном, обнаруживший новую планету, имеет право назвать ее по своему желанию. Но все имена все равно рассматриваются комиссией сначала на федеральном уровне, а затем в специальной комиссии Международного астрономического союза. И уже он принимает окончательное решение. В честь профессора К.А.Бархатовой названа малая планета №5781 Barkhatova, в честь директора обсерватории П.Е.Захаровой — малая планета №4780 Polina, в честь доцента Н.Б.Фроловой — малая планета №6165 Frolova. В 1996 г. малой планете №4964 было присвоено имя Kourovka в честь самой обсерватории.


- Коуровскую обсерваторию назвали Меккой для студентов-астрономов России. С чем связано это название?

- В первую очередь, с ежегодной зимней научной конференцией «Физика Космоса», которая в 2011 году будет 40-я по счету. Все это время в нашей обсерватории собираются ведущие ученые, активные студенты и аспиранты со всей России, ближнего и дальнего зарубежья. Это своего рода кастинг: ученые «присматривают» аспирантов, студенты выбирают научных руководителей и учатся делать доклады о своей работе. У нас нет разделения – студенты отдельно, академики – отдельно. Все вместе, в одном котле. И согласитесь, приятно, когда вопрос тебе, юному ученому, задает уважаемый академик. Кроме того есть и культурная программа, где есть общий костер, где каждый может показать свои таланты - спеть, стихи прочитать. Они, кстати, часто появляются в итоговом сборнике тезисов конференции.

В общем-то, это уникальная и интересная образовательная программа для студентов, которая всем нравится. Это возможность войти в общество астрономов, найти то, что действительно интересно тебе, пообщаться со старшими коллегами и узнать о молодых талантах. Поэтому к нам стремятся попасть со всех уголков мира. Чем не Мекка для астрономов?


(с) интервью, к сожалению, не вышло ни в одном СМИ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий