Поднялась по очищенному от снега крыльцу, потянула на себя дверь школы N10 и почувствовала давно забытый страх перед учителями, которые непременно спросят то, что я не знаю. Вхожу в холл и вдруг окунаюсь в запах свежесваренной каши, словно это и не школа, а такой любимый и родной детский сад.
- Девушка, а вы к кому? – бдительно спрашивает бабушка-вахтерша.
- К вам в гости…- отвечаю я, пытаясь отвлечься от запаха вкусностей, который так и манит заглянуть в столовую.
В школе идет второй урок, в коридорах – пусто и тихо. В ожидании встречи с директором – Светланой Дмитриевной Жуйковой — прогуливаюсь по первому этажу, где за дверьми в тишине погружаются в пучину знаний ученики начальной школы. На втором этаже из приоткрытых дверей кабинетов слышен шум, там учатся ученики среднего звена. Ясно, почему шумно – ребята уже выросли из возраста старательных первоклашек, но им еще не грозят экзамены. Можно просто наслаждаться жизнью. В другом конце коридора – напряженная тишина, за дверью кабинета будущие выпускники старательно учат русский язык и математику. В этой школе 11-классников совсем немного – семь девочек и один мальчик. В девятом классе ребят тоже всего восемь человек. А всего в школе – 220 школьников.
Места для знаний – мало
Там же, на втором этаже находится библиотека – в маленькой комнатушке ютятся стеллажи с книгами, компьютер, один стол для читателей и рабочее место библиотекаря.
- Не хватает места нашим книгам и ученикам в библиотеке, — говорит Алиса Валентиновна Дзюба, учитель школы. – Ребятам надо где-то готовиться к занятиям, энциклопедии посмотреть, выйти в интернет – а места мало.
Впрочем, с помещением проблема не только у библиотеки. У школы нет своего актового зала и все мероприятия, которых, кстати, очень много, проходят либо на свежем воздухе, либо в двух рекреациях.
- Приходится делить ребят на две части. Для младших ребят устраиваем праздники на первом этаже, для старшеклассников – на втором. К сожалению, исправить ситуацию невозможно – актовый зал просто не предусмотрен планировкой здания. А жаль…
Действительно, жаль, ведь у школы есть свой актив и своя живая, интересная жизнь. Например, каждую весну здесь проходит конкурс: «Мисс Малышка», в котором участвуют все красавицы с 1 по 4 класс.
- О, вы себе не представляете, какой ажиотаж вызывает этот конкурс! – рассказывает Алиса Валентиновна. — Сначала в классах отборочные конкурсы устраивают, потом уже лучшие из лучших соревнуются. Это наша старая традиция – уже много лет проводится этот конкурс.
Другое излюбленное занятие школьников в Большом Седельникове – самоуправление. Вижу на доске объявлений листок: «Сегодня после 7 урока собрание мэров! Быть всем!». Вся территория школы – это особое государство, школьная республика мальчишек и девчонок. И у них, как и везде есть свой президент, свои мэры и свои проблемы. Например, в прошлом году ребята хотели ввести школьную форму. Но, к сожалению, не у всех родителей была финансовая возможность поддержать эту идею, поэтому она осталась неосуществленной.
- А еще нам ребята делают классные подарки на день учителя! Вот, к примеру, сделали панно «Любимые цветы наших учителей», где у каждого преподавателя был свой цветок. Для этого нужно было большую работу провести – всех опросить заранее, продумать идею. Мы целый год любовались, снимать со стены не хотели!
О спорт, ты – жизнь!
Тем временем, мы спускаемся на первый этаж и продолжаем экскурсию. За одной из дверей прячется проход в спортзал, хотя с виду этого не скажешь.
- Спортзал – самое оживленное место в школе. Здесь и уроки физкультуры проходят, и баскетбольная и волейбольная секция по вечерам работают, — расскажет позже директор школы Светлана Дмитриевна. – Многие ребята активно занимаются спортом, команда от школы участвует в районных соревнованиях.
Да что там участвует – совсем недавно волейбольная команда девочек из школы № 10 заняла первое место по району, обыграв сильнейших соперников. Для кого-то эта победа – удивительна, а для учителей и учеников – это просто достойная награда за труд.
Когда-то ученики школы буквально осаждали теннисный стол. Теперь его нет – сломался. Учителя жалеют об этом, ведь теннис действительно привлекал ребят, и надеются, что школа еще сможет приобрести новый. Или, может быть, кто-нибудь сделает школе такой полезный подарок?
Мостик между двумя мирами
Мы проходим мимо столовой, откуда по-прежнему несутся аппетитные запахи, на столах со скатертями и салфетками детей ждет горячий комплексный обед. В школе N10 есть своя столовая, поэтому голодным уж точно никто не останется. Сбоку от столовой, в уголке притаился еще один кабинет – самый лучший, самый светлый и самый удивительный. Мы заходим в него. Там всего несколько парт, стоящих в один ряд, а за ними – ученики коррекционного класса. Все остальное пространство не пустует – за партами на полу раскинулся ковер с игрушками, а у самой стены – любимое чудо всей школы – живой уголок, где живут лягушки, две черепахи и мохнатая морская свинка.
- Конечно, ученики этого класса – особенные и раньше у них не совсем ладились отношения с остальными школьниками, — откровенничает Алиса Валентиновна. – Но год назад у нас для таких ребят появился отдельный класс – самый лучший кабинет им отдали. Устроили там игровую, живой уголок. Это их царство, они сами следят за животными, сами прибираются. Как ни странно, именно это особенное пространство стало мостиком для общения с другими ребятами, которые приходят в этот класс на переменах, просят со зверятами поиграться, с игрушками повозиться. И наши ученики, чувствуя себя хозяевами, рассказывают и показывают им все. Дети общаются друг с другом, и это большой шаг вперед! Меня ребята тоже приняли дружелюбно, но предпочли не отвлекаться от заданий учителя – мы заглянули к ним в класс во время урока. Тоже не будем им мешать, покинем светлый кабинет и направимся в гости к директору школы – Светлане Дмитриевне Жуйковой.
Нужен учитель физики
Светлана Дмитриевна помимо администраторской работы, ведет у выпускного класса математику:
- Столько дел! Школу ждет министерская проверка, аккредитация да плюс ко всему еще у меня как руководителя аккредитация будет – проще, думаю, в школе уже оставаться ночевать. К классу своему прихожу, голос осипший, а ребята переживают – как бы не заболела, не оставила их одних перед экзаменами. Не оставлю, сил еще полно!
Помимо серьезных проверок, Светлану Дмитриевну волнует еще одна проблема – нужен учитель физики, а о законах Ньютона детям в его отсутствие рассказывают преподаватели математики.
Короткая перемена заканчивается быстро, мы успеваем поговорить лишь о самых важных успехах и проблемах школы N10. Светлана Дмитриевна уходит на урок, а я в последний раз прогуливаюсь по старенькому зданию школы (ей в этом году, кстати, исполнится 40 лет), прислушиваюсь к скрипам половиц и голосам учеников. Мой визит в республику мальчишек и девчонок заканчивается, мысленно прощаюсь со школой и, спустившись по ступеням крыльца, покидаю мир юности, в который всегда хочется вернуться.
Фото из архива школы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий