воскресенье, 12 августа 2012 г.

Заочного образования не будет?


Хочешь работать и учиться на заочном? Успевай сейчас, ведь, возможно, подобная форма обучения скоро исчезнет из наших вузов. Министерство образования вновь подкинуло интересный повод для обсуждения нашей системы получения знаний.

Как сообщает Российская газета, Минобрнауки подготовило проект приказа, где перечислены специальности, по которым запрещается предлагать вечернюю, заочную форму обучения и экстернат. Планируется, что в бакалавриате специальность «философия» нельзя будет получить в форме экстерната, а «психологию» и «политологию» — заочно.
Кроме того, не допускается экстернат для педагогов, реставраторов, дизайнеров, экономистов и менеджеров.Также данный проект коснулся и магистратуры, где ни заочно, ни в виде экстерната нельзя будет получить образование по специальностям «филология», «политология», «история», «психология», «международные отношения». Для популярных специальностей «юриспруденция» и «журналистика» оставлен лишь экстернат.
Проект еще проходит юридическую проверку, а значит, пока приказ не подписан – вузы продолжают набирать студентов-заочников, вечерников и разрешать им экстернат.
Что это? Очередная странная преграда для желающих получить диплом или обоснованный и серьезный шаг к качественному образованию? Если честно, в этом проекте есть доля истины: «под нож» попадают, в основном, гуманитарные направления, которые есть во многих вузах страны, которые пользуются популярностью у абитуриентов, но никак не у работодателей. Между тем, на многих технических и некоторых гуманитарных специальностях заочной формы обучения нет вообще, что и правильно – ведь вы же не хотели бы, например, лечиться у врача, получившего образование заочно? В таком случае, зачем нам педагоги-заочники, в чьей жизни стремление к знаниям соперничает с необходимостью зарабатывать деньги на жизнь?
В итоге, не всегда студент-заочник способен самостоятельно набрать необходимый «пакет» знаний, оставляя все до сессии, а потом быстренько зубря билеты за одну ночь. Конечно, не все заочники – лентяи, равно как и не все очники – умники, не вылезающие из библиотек. Может быть, обучение на некоторых гуманитарных специальностях стоит не просто ограничить до очной формы, но и сократить ее с 4-5 лет до трех, не уменьшая объема учебной программы (это реально!).
Ведь если человек действительно учится – он все спокойно усвоит и за это время (при этом знания, возможно, будут не так сильно устаревать), а если не учится – зачем его держать дольше?
Однако люди, выбирающие заочное обучение, чаще всего руководствуются не принципом «где легче», а размером своего кошелька и обстоятельствами жизни. Отсюда рождается замкнутый круг: «Я готов учиться на дневном отделении, но у меня нет денег. Деньги можно заработать, но тогда не получится учиться очно». Другой вариант: «Я учусь на дневном, но не работаю. А кому я нужен без опыта работы, хоть и с дипломом?».
Обсудить эту тему мы предложили нынешним студентам-заочникам
Светлана Кленовабудущий специалист по государственным и муниципальным финансам, УрФУ:
Если уж запрещать заочку, то со стороны государства должно быть больше поддержки (бесплатное и достойное образование, гарантии трудоустройства после окончания, стипендия и т.д.). Почему люди идут учиться заочно? У них нет денег на дневное обучение, при этом на заочке можно работать. Кто-то уже второе высшее получает. А еще большинству работодателей нужен опыт работы по специальности от 3 лет, плюс «вышка», плюс возраст от 21 года! «Очка» всего этого не дает. Поэтому нам и нужно заочное образование.
Оксана Маклакова, кафедра социальной педагогики и психологии РГППУ:
С одной стороны, это может и правильно, так как на заочном обучении студентам дается всего 20% нужной информации, а 80% студент должен освоить сам. На заочку идут чаще всего уже работающие люди, и осваивать эти 80% у них времени почти нет. А если до этого студент получал совсем другую специальность, то можно только догадываться, что за специалист выйдет из института. Но с другой стороны, пропадет возможность повышать квалификацию, и мы не сможем получать высшее образование.
Как и в любом вопросе, здесь есть свои плюсы и минусы. Я сама получаю образование по специальности «педагогика», и если бы этот проект коснулся меня, то была бы очень возмущена. Мой карьерный рост и моя зарплата зависят от наличия образования. Но если бы предложили адекватную альтернативу заочной форме обучения, то я бы посмотрела на эту ситуацию по-другому.
Любовь Ереминакафедра акмеологии и психологии управления УрГПУ
Что касается конкретно этого проекта, то я за. Но! Обязательно надо оставить «вечерку», иначе – никак. Для работающих другого выхода нет. Даже очники сейчас многие работают, что уж про заочников говорить! При том, не все работодатели отпускают на сессию. И приходится экзамены и лекции как-то совмещать с работой.
Отменят ли в России заочку совсем? Вряд ли… Наше правительство все-таки не враг самому себе. Если человек пришел на заочное, то он так и доучится, а нововведение коснется уже следующего потока. Иначе все мы просто взбунтуемся, ведь нас тысячи.
Максим Карелинвечернее отделение кафедры мировой экономики УрФУ:
Допустим врачи, инженеры, прочие люди, от которых будет напрямую жизнь зависеть, не должны учиться «на дому». А вот почему философам запрещают – непонятно. Если бы этот проект коснулся моей специальности (экономика), то отреагировал бы, конечно, отрицательно. По себе знаю, что практической экономике ты учишься только на работе, а не в универе. Если останется одна очная форма обучения, то люди просто будут без образования и не смогут работать. Если честно, мне самому нужен диплом исключительно для галочки. Я и без него хорошо работаю.
Вам тоже есть что сказать? Ждем ваших комментариев на сайте «Форточки» и в нашей группе «Вконтакте».

Комментариев нет:

Отправить комментарий