пятница, 3 июня 2011 г.

Немой. Не твой. Ничей.


Если ты оказался в незнакомом месте и не знаешь, куда идти – что делать? Обратиться к прохожим – уж они-то все расскажут в подробностях. Только вот у каждого ли хватит терпения объяснить дорогу  жестами и рисунками тому бедняге, кто совсем ничего не слышит? Чтобы узнать, насколько добры жители Осы и хорошо ли знают свой город, я решила провести эксперимент. На несколько часов я превратилась в глухонемую Алену, приехавшую к тете в незнакомый город.

Вооружившись большим блокнотом и ручкой, написала «попрошайку»: « Здравствуйте! Меня зовут Алена, я глухонемая неместная. Помогите найти улицу Салавата Юлаева!».  Отправилась Чтобы усложнить задачу и сделать путь интереснее, я отправилась в первый микрорайон. Ну а чтобы не вызвать подозрений, уши затыкать не стала и благополучно все слышала. Тут и возникла первая трудность эксперимента: как человеку слышащему перестать обращать внимания на все звуки улицы и слова, а воспринимать только жесты? Ну, а объяснить что-то только жестами оказалось трудностью и для прохожих.

Первую жертву «ловлю» на улице Максима Горького, возле пятачка. Молодой человек, прочитав мою просьбу, растерянно разводит руки в стороны, осматривает окрестности и  начинает энергично тыкать пальцем в сторону бабушки, проходящей мимо: «Вот к ней иди, она тут давно живет, знает!».

Догоняю бабушку уж е во дворе дома,  осторожно трогаю за плечо и вновь протягиваю блокнот. Бабуля, слегка прикрыв глаза, начинает что-то бормотать – видимо, вспоминает, - а затем начинает махать рукой  куда-то прямо: «туда иди, прямо и к больнице поворачивай!». Увы, не понимаю я слов, и сказать не могу – немая. Растерянно повторяю жест рукой, бабушка кивает: да, прямо и направо, к больнице».  Что ж, иду, следуя указаниям жеста – прямо и направо. А никакой больницы там я не нахожу, тем более я и не знаю, что именно там искать.
Останавливаюсь возле белых трехэтажек в поисках помощи и тут же замечаю женщину, явно куда-то спешащую. Обращаюсь к ней, подпихивая под самый нос бумажку. Растерявшись, она начинает махать рукой вперед и говорить: «Вот идите прямо, и у банка поверните». А рукой по-прежнему махает только вперед. Развожу руки в сторону и мотаю головой, дескать, не понимаю.

- Ну, у банка поверни и до больницы! - громче повторяет женщина.  – Ах да, ты же не понимаешь… - бормочет она и вдруг решает меня отвести. Доходим до банка, заворачиваем и… останавливаемся:

- Ой, нам, наверное, сюда, - бормочет женщина и двигается в сторону библиотеки. – Нет, лучше там, - решает она, и мы направляемся на рабочий пятачок. По дороге она безуспешно пыталась узнать каким ветром занесло в микрорайон, но я показывала знаками, что не понимаю. Однако решила пообщаться с ней письменно и написала на бумажке: «К тете я приехала, гулять пошла». Тем временем мы остановились около улицы Степана Разина, а радом с нами – девушка с ребенком. Им радостно передает меня, как эстафетную палочку, моя спутница. Видимо, людское терпение не безгранично.

Девушка тоже попыталась объяснить словами, лишь изредко махая рукой:
Этот знак на языке глухонемых означает "дом".
 «Вот до желтого здания дойдите, чуть дальше его – поверните на Маяковскую и до Интернациональной. А там… Ой, вы же не понимаете…» - в ответ на это протягиваю блокнот. Вот и первая карта у меня в руках, и под внимательным взглядом я сворачиваю направо. Правильность маршрута будем проверять позже, а пока надо снова «потеряться» и вернуться на улицу Максима Горького. Там добрые самаритяне в лице двух девушек отправляют меня к реке Каме. Побродив по дворам и встретив еще несколько «незнающих дороги», выхожу на перекресток Богомякова-Горького.

Внимание привлекает чудаковатый мужчина в кепочке и очках, сосредоточенно закуривающий сигарету. Он явно никуда не спешил и был в почтенном возрасте, так что наверняка бы подсказал правильный путь.  Трогаю за плечо и протягиваю блокнот. Прочитав, он громко восклицает:

«Да знаю я, где эта улица! Сам я таксист,  знаю я, только вот объяснить не могу!» - громко тараторит он, неопределенно махая руками перед моим лицом. Но  все его уверения натыкаются на мой непонимающий взгляд.

 «Таксист я!» - повторяет мужчина и складывает пальцы буквой «х» - «Тэшка!». Надеюсь, читатель еще не забыл, что я не просто глухонемая, но и неместная?  Поэтому этот жест вновь остался непонятым. Тут слышу за спиной чей-то голос: «Не верьте ему, девушка. Все врет!». Еле-еле сдерживаюсь, чтобы не обернуться на голос. К нам подходит еще один мужчина, видимо, друг. Тут же сую ему под нос свой многострадальный блокнот, а первый мужичок начинает объяснять:

«Заблудилась она, а я-то знаю это место, но отвезти не могу – в ремонте машина. А так бы конечно отве-е-ез, раз такое дело!».
-Да вы бы такси вызвали, - говорит мне второй.  В очередной раз переборов желание сразу ответить на вопрос я растерянно хлопаю глазками.

«Такси!» - повторяет первый мужчина и складывает пальцы буквой «Т», а затем смешно водит руками, изображая руль машины. Это, конечно, хороший вариант, но решаю прикинуться бедной родственницей и смущенно изображаю пальцами денежки и мотаю головой:
-А, капусты нет! – понимающе восклицает один и обращается к другому:
- Слушай, у тебя денег нет? - тот мотает головой, продолжая увлеченно рисовать. Я же делаю вид, что внимательно рассматриваю новые каракули. а Мужичок в кепочке озадаченно достает из кармана пачку денег, внимательно смотрит на нее и «незаметно» убирает обратно. Видимо, на такси мне сегодня не уехать. Его друг тем временем пристроил блокнот на коленке и начал рисовать маршрут. Начертив половину, подводит черту и пишет: «Помогите девушке, пожалуйста, найти улицу Салавата Юлаева!». 

Протягивает мне новую карту и тыкает сначала в рисунки, потом в название улицы:
-Вот пройдешь, а там спросишь. Пройдешь до светофора, понимаешь? – мотаю в ответ головой.
- Ну, светофо-о-р, – мужчина описывает руками круги в воздухе, а потом вырисовывает на карте «снеговичка на ножке». Вместе они показывают куда-то вдаль, где мигает светофор .
Что ж, отправляюсь к светофору и благополучно «теряюсь снова». Забредаю в магазинчик на Степана Разина и натыкаюсь на продавщицу, вяжущую крючком. Осторожно кладу перед ней блокнот и застываю в ожидании. Продавщица молча звонит кому-то, спрашивает про мою многострадальную улицу, а затем начинает молча рисовать подробную карту. Магазин, двухэтажные дома, а затем школа № 4 с большой поляной и где-то за ней, через два квартала – заветная улица. Дорисовав, без единого слова, пишет мне:
«Это недалеко от моего дома, вам кого нужно?»
Пишу в ответ: «К родственникам приехала. К тете, Татьяне Викторовне».
- А фамилия? – не выдержав, произносит она. – Фамилия? Понимаешь?
Подумав, что мой редактор (а именно с ее адресом я обращалась к людям), удивится, узнав, что у нее появилась необычная родственница – пожимаю плечами, не знаю, дескать. 
По адресу женщина решает, что это далеко и пишет последнее: «ориентируетесь на Тотинефть!»  Округляю глаза и реально задумываюсь: «что это такое и где оно живет?!».  Поняв мое замешательство, женщина дописывает: «организация». Предполагаю, что это какой-то большой завод и развожу руками, изображая гору. Моя «собеседница» кивает головой и выводит на крыльцо магазина, отправляя на улицу Спорта.

Что ж, на этом я решаю закончить мучить людей и, вооружившись всеми картами, все-таки отправляюсь искать эту улицу. Все они оказались несколько неточными:  долго блуждала между двухэтажных домов, по улицам Интернациональной, Полевой и другим в поисках дома «тети Тани».  Вдруг неожиданно вырулила ну Пугачева, упиравшуюся в пустырь. Куда идти дальше? И ведь никого кругом – только вороны! Тут не только глухонемой, говорящий заблудится! Но вот на пути появился какой-то мужчина, и я вновь показываю блокнот. Он махает рукой в сторону соседних домов и говорит: «Там!».

И действительно, вот она заветная улица с благородным названием. Значит, эксперимент завершен. Несмотря на то, что людям было очень сложно объяснить мне путь, никто из осинцев не отвернулся равнодушно и не рассердился. А значит, не перевелись еще добрые люди в мире.  Пусть и заставят поплутать, но рано или поздно в нужно место ты попадешь.

Подумав так, я шумно выдохнула и решила отправиться пусть не к родственнице, но в общагу. Только вот… Боже, где я и как попасть домой?! 

(с) газета "Осинское прикамье", №87, 29 июля, 2010 г. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий