вторник, 1 февраля 2011 г.

Легко ли учиться и учить?




Почти каждый человек с легкой грустью вспоминает то время, когда он учился в школе. В памяти всплывает немало подробностей из «школьных лет», столь милых, добрых и хороших. Неужели на самом деле не было ничего плохого? И так ли легко учиться и учить?

Школа на целых 10 лет становится вторым домом для подрастающего человечка. Здесь не только учатся, но и встречают свою первую любовь. В наше время очень часто столь радужное чувство омрачается большой проблемой под кодовым названием «Ромео и Джульетта. 21 век». История двух влюбленных повторяется вновь и вновь. Разве что меняются действующие лица и все, что окружает их. И иногда преградой между влюбленными становятся не только родители и друзья, а еще и (страшно даже подумать!) – учителя. Не знали, что такое бывает? Те, кто попадают в эту ситуацию, сталкиваются с вопросом: «А что делать-то? Учитель не мама, но и я не робот». 

Давайте посмотрим на эту ситуацию с трех сторон: наблюдателя, влюбленных и учителя. Со стороны, нам все это кажется глупым и не стоящим внимания: «Ну,  любят они друг друга и что? При чем тут школа?». Вот что нам скажет учитель - непосредственный участник конфликта: «Школа – это не место для встреч влюбленных и всего остального. Здесь учиться надо!». А теперь послушаем влюбленных: «Да, мы понимаем, что в школе следует учиться. Но ведь эта самая школа занимает огромное место в нашей жизни – почти 10 лет! И, как говорят многие: «Юность – лучшая пора!». Именно в это время мы влюбляемся, ищем ту самую половинку. Наверняка и учителя, тоже влюблялись, ждали каждой встречи… А что происходит сейчас? Нагрузка для учеников увеличивается все больше и больше, свободного времени остается мало, а по ночам гулять – мама не велит. Единственной возможностью увидеться остается школа. И просто становится обидно, когда самого родного и близкого тебе человека оскорбляют не менее близкие тебе люди. Когда они его выгоняют из школы со словами: «Не мешай учиться!», а потом еще с укором смотрят на тебя и говорят: «Не о том думаешь, деточка». А что остается школьникам? Прятаться, встречаться украдкой и задаваться вопросом: «Почему?»…

Есть и еще один вечный вопрос учебной жизни. Он – о дружбе.  Каждый класс – это тридцать абсолютно разных, ничем не похожих друг на друга людей. Один, к примеру, всю жизнь проводит за книгами и шахматами, а другой только и делает, что гуляет. А и еще каждый любит свою музыку, свой стиль жизни и считает его самым лучшим и правильным. Не всегда получается жить в мире и согласии, начинаются «междоусобные войны». Кто-то что-то сказал, передали искаженную информацию, и понеслось, нарастая как снежный ком. Конечно, от таких ситуаций в школе никак не избавишься, но хорошо, если заканчиваются они мирным путем. А если нет? Например, изобьют в подворотне, испортят вещи… Через несколько лет эти же ситуации кажутся смехотворными. А вот боль от сломанного ребра запоминается надолго.
Надолго запоминаем и учителей. И не всегда за их доброту и понимание. Есть среди них и не особо приятные люди, которые пошли работать учителем по случайности, а не по призванию. Они и накричат ни за что, и «идиотом» обзовут, и еще кучу проблем могут устроить. Так сказать, «отрываются» на учениках. В сысертских школах таких учителей очень мало и это радует (видимо подобных выживают ученики).

Если рассматривать тему личных взаимоотношений, то можно просто закопаться в различных проблемах. Особенно, если это связано со школой. Почему? Каждый день в большое здание приходит уйма народу, различного возраста и характера. И ужиться там отнюдь не пару деньков довольно трудно. Поэтому нужно поддерживать свои силы, чтобы хватало  на учебный процесс и на «выживание среди чужих и своих». Самый гениальный и простой способ – еда. Каждый учебный день множество ножек топчутся возле буфета, пытаясь купить себе самое вкусное. В этой «борьбе» побеждают самые наглые, то есть старшеклассники.  Сколько раз меня, маленькую, отпихивали от заветного окошка со словами: «Пропусти дядю вперед». Сколько раз я сама, нечаянно отпихнув кого-нибудь рядом, быстрее схватывала нужную булочку. И находила себе оправдание: «Она же моя любимая и последняя там была». Вот всплыла, пожалуй, и большая проблема школьных буфетов: все самое вкусное съедает первая смена, а вторым – что осталось. И так год за годом. Начинаешь это понимать, только когда сам, безумно голодный, приходишь в столовую в 4 часа дня, на прилавке ничего, в кармане всего 10 рублей: как раз на булочку и чай, но ни того ни другого уже нет! Да еще и буфет закрывается, а учиться до шести вечера.  Шутники предлагают «закупаться» с утра пораньше. Но, может, существует более реальное решение? Например, распределять еду так, чтобы хватило и тем, и другим.

Раз уж заговорили о материальной стороне, то напоследок не грех вспомнить и о рисунках на партах. Знакомо? Конечно, и кто виноват в том, что парты и стулья красят именно той краской, на которой так легко рисуется? Ну, это уже традиция каждой школы и ничто не способно избавить их от этого (даже новые парты и разговор с учителем). Расстраивает другое: не успеют новое поставить – тут же сломают. Самый свежий пример: на спортивной площадке школы № 23 повесили баскетбольные кольца. Новые. Но не прошло и недели, как они оказались ободранными и сломанными – спасибо старшеклассникам, решившим «обновить» площадку, предназначенную для тех, кто поменьше. И такое может случиться со всем, к чему притрагиваются шаловливые руки учеников. На ум приходят слова знакомой учительницы: «Мебель к полу болтами и все из чугуна!». Но не всегда по их вине происходят подобные поломки: порой качество школьных вещей оставляет желать лучшего.

О проблемах школы и в школе можно вести очень долгий разговор. И не может не радовать тот факт, что наша администрация всячески старается улучшить условия получения знаний; что и учителя, и их подопечные тоже не остаются в стороне и стараются сделать все, что позволит с удовольствием и интересом получать свое первое образование.

(с) газета "Новости для вас" (г. Сысерть), август, 2007 год.

Комментариев нет:

Отправить комментарий