Друзья часто собирались у Светы дома. Они веселились, слушали музыку, пили пиво, курили травку. Они называли это баловством, а косячки с травой – игрушками. Вскоре Света узнала что такое «порошок» и научилась «ловить кайф». В один из весенних дождливых вечеров друзья вновь пришли к девушке в гости. Дверь им открыла заплаканная мать в черном платке: «Светы больше нет…».
Таких трагических историй много, все они разные, кажется, совершенно непохожие друг на друга. Но их объединяет две вещи – молодость и наркотики. Начинается все с малого – с алкоголя, сигарет, компании друзей и легких наркотиков. Конопля, гашиш, по мнению большинства опрошенных молодых жителей Сысерти, не наносят сильного вреда и не вызывают привыкания к наркотикам. Сказать проще, многие вполне допускают их присутствие в своей жизни. Но ведь именно с них все начинается и не всегда заканчивается хеппи-эндом.
Мне удалось откровенно побеседовать с двумя ребятами, не раз употреблявшими «дурь»:
- Когда вы в первый раз попробовали легкие наркотики?
Маша, 17 лет: - В феврале прошлого года. У меня дома часто засиживались друзья, они иногда приносили с собой травку. В один из вечеров предложили и мне. Не стала отказываться. Первые ощущения были непонятными, а уже потом пришла легкость, «поймала кайф». Уже после одного затяга все вокруг становилось смешным. Мы смеялись над всем, хотя в нормальном состоянии на некоторые вещи вообще внимания не обращаешь. Мои родители естественно об этом не знали, и даже когда я приходила домой накуренная, они ни о чем не догадывались. Я не против покурить и сейчас, мне эти ощущения нравятся и отказываться от них я не хочу.
Стас, 20 лет: - Лет в 16. Я даже не знаю, что именно я пробовал – гашиш, коноплю… Для нас это была просто «дурь». У меня были друзья, сейчас я ними уже не общаюсь, так вот они практически постоянно накуривались. Я был с ними, но всегда отказывался. Со стороны на них смотреть было забавно, как будто смотришь на выходки пьяных будучи трезвым. Однажды мне самому захотелось попробовать. Почему? Да просто – захотел. Ощущения - непривычные, новые, так как я в это время вообще не курил, в том числе и простые сигареты. Потом возникли всякие ощущения, которых в обычной жизни не поймаешь. Где-то раз пять еще пробовал, а затем надоело. Я узнал ЧТО это, о чем так восхищенно говорили мои друзья, и интерес пропал.
- Приносят ли наркотики вред?
Маша: - Уверена в том, что конопля вообще не наносит никакого вреда. Она не вреднее сигарет. Химические наркотики (план) сильно действуют на психику – они сушат мозг. Однако, если бы я узнала, что кто-то из близких мне людей начал принимать наркотики, я бы поговорила с ним. Если разговор ни к чему не приведет – не стану больше ничего делать. Это его жизнь, его выбор. И если он умрет, то я не буду чувствовать себя виноватой – я сделала все что могла.
Стас: - Вред? Не знаю. Для кого-то может быть и есть. Это зависит от здоровья. Если мой друг начнет курить – я бы ничего не стал делать такого основательного до той поры, пока его потребность не посягнула бы на мою жизнь, на мои интересы. В конце концов, это его дело. Нравится курить – кури.
- Где достать травку в Сысерти?
Маша: - К нам траву привозят из города. Один пакетик стоит где-то рублей двести. Распространители – все сысертские. Но постоянных нет – опасно это.
Стас: - Кто в этом заинтересован – знают, а я – нет.
- В городе не первый год проводятся акции направленные на борьбу с наркоманией. Эффективны ли эти методы борьбы, замечали ли вы, как борются с наркотиками?
Маша: - Да никак. Если только на словах. Устраивают время от времени акции типа «Наркостопа» и все. Эффективным методом борьбы может стать разве что официальное разрешение конопли (как в Амстердаме). Но не думаю, что наш народ к этому готов. Воспитание не то.
Стас: - Раньше проводили рейды по подвалам, сейчас – не знаю. Но, например, приехали двое милиционеров, заглянули в подвал, увидели ребят. Один посидел с ними, выпил, покурил и сказал: «Сворачивайтесь, ребятки, другие приедут – точно заберут». И уехали. Ребята сделали моральный вывод – больше в этом подвале не сидели. Нет эффективных методов борьбы. Если садить пожизненно – то это будут делать тайком. Или такой, утопический вариант – заменить наркотики чем-нибудь другим. Увлечь чем-то новым. Прежде чем забирать у ребенка игрушку – дайте ему другую.
По данным социологического опроса наркотики уже не являются чем-то новым и запретным. За несколько лет интерес у молодежи к ним существенно снизился. Но по-прежнему есть люди, готовые отдать последние деньги за пакетик конопли или плана. И многие из них – будущее нашей планеты, наши дети. Что же делать? Запрещать? Бороться? Разрешить? Или, действительно, найти новую игрушку для уже взрослых детей?
Имена героев изменены.
(с) газета "Маяк", 26 июня 2008 год, г. Сысерть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий