среда, 9 февраля 2011 г.

Вагон – наш дом

«Тук-туктук-тук…» - успокаивающе стучат колеса поезда, за окном проносятся деревья, реки, города. Кто-то из пассажиров пьет чай, кто-то играет в карты, спит, читает книгу. Кажется, кого-то не хватает. Конечно же, проводника – вечного спутника и помощника для любителей путешествий в вагонах поездов. Кто, как не он, встретит нас на перроне, проверит билеты, предложит чаю и разбудит перед остановкой? Хоть эта профессия и трудная, но все чаще в вагонах можно встретить совсем юных работников – ребят из студен­ческих отрядов проводников. В их числе Женя Костарев и Эдик Гариффулин - сысертские парни, бойцы СОП «Транзит». В этом году они примерили форму проводника и отправились в рейсы по России. О том, что романтичного и трудного они узнали, мы и поговорим. 

- Как вы оказались в отряде проводников?

Эдик: Учусь в Лесотехническом университете. Там, как и во многих ВУЗах, есть студенческие отряды. Наш называется «Транзит» . Посещаю его уже год и ничуть не жалею о своем выборе – интересное, увлекательное занятие. Весь учебный год мы готовились к «целине» - времени, когда отправимся в рейсы. А еще участвовали в различных соревнованиях, сборах…

Женя:
Год нигде не учился, только сейчас поступил. А проводником стал абсолютно случайно – Эдик рассказывал о своем отряде и предложил вместе с ним отправиться в рейсы. Благо, командиры были не против и единственное, что мне надо было сделать – пройти курс обучения.

- То есть проводником может стать только студент, оказавшись в отряде?

Эдик: Да каждый физически здоровый человек может это сделать! Надо обратиться в резерв проводников – организация находится рядом с железнодорожным вокзалом, там объяснят, что надо делать и какие документы собрать. Хотя студентам проще – у них и стажировка меньше длится (у взрослых она месяца два), и веселее все проходит.

Женя: Так как я не студент, то отправился в резерв проводников. Меня направили на обучение, оно длилось два месяца. Ходил на лекции, а потом сдавал экзамен. После нужно было пройти медкомиссию и сдать множество анализов, даже побывать у венеролога. У меня на это ушло недели две. Успешно прошел все испытания - получил удостоверение «проводник пассажирского поезда» и отправился в первый, учебный, рейс.

- Куда вы съездили, чему научились?

Эдик: У нас был короткий рейс, маршрут «Свердловск-Нижневартовск». По правилам, мы должны были ходить «хвостиком» за проводником с утра до вечера, остальное время – отдыхать. На один вагон поставили двух студентов и «единичку» - одного взрослого.

Женя: Показали технические особенности вагона – как что включается, открывается, где что лежит, объяснили правила. Самая страшная вещь – электрощит. Теорию по нему читали, но вживую увидели только в вагоне. Потом все выучили. Когда я поехал во второй рейс, уже интуитивно с ним управлялся. А во время первого – ответственности никакой, и делать почти ничего не надо было. Думали, так будет всегда, но, как водится, ошиблись. Когда приехали из Анапы – это вторая поездка – вместо того чтобы отправиться домой, семь часов мыли вагон!

- Почему так долго?!

Женя: Чтобы он идеальный был. Мыли все полки, столы, пол, тамбур. На приборку ушло часов пять, а два часа его принимали другие проводники – проверяли каждую щелку.

- В чем заключается работа проводника поезда?

Эдик: Принять пассажиров, проверить их документы, выдать постельное, соблюдать порядок, будить за полчаса до прибытия. Обычно работают двойками – по 12 часов, сменяя друг друга.

Женя: Во время второго рейса у нас не хватило людей, поэтому спали только шесть. Сильно устаешь уже на третий день поездки, а самый сложный период – два часа ночи, когда за окном ничего не видно и просто жутко хочется спать.

- Кстати, о второй поездке в Анапу. Что было самого трудного и легкого?

Женя: У меня был полный вагон детей и два взрослых. Атмосфера относительно тихая и спокойная, насколько это возможно с детьми. Самым трудным было выйти на посадку в Анапе - боялся напутать с документами и блетами, посадить людей неправильно.

Эдик: А самым легким – пить чай! В Анапе мы стояли шесть часов, но на море не побывали. Во-первых, мы еще новички, во-вторых, вплоть до отправки мыли вагоны.

- Как часто вы отправляетесь в рейсы, есть какой-то график?

Эдик: До сентября, по три рейса в месяц. Семь дней ездим, три дня отдыхаем. За это нам, конечно же, заплатят какую-то сумму, но никто точно не говорит какую. Да и не из-за денег, в общем-то, езжу.

Женя: Да, тут есть своя романтика – обычное окно превращается в «телевизор», постоянно картинка меняется, чаепитие, общение с коллегами и пассажирами… Хоть и сильно устаю, но мне нравится. А люди тут годами работают. Они, кстати, все очень разные – бывшие госслужащие, инженеры... Кто-то приходит сюда по желанию, кто-то от отчаяния. Кадровые работники получают от 15 тысяч и выше, но почти не бывают дома. Да и мы родных почти не видим. На планерке сразу сказали: «Вагон - это ваш дом».

Возможно, что кто-то из ребят покатается годик-два, а после забудет об этом. А для кого-то стук колес, покачивание поезда и вагон станут любимым делом на всю жизнь.

(с) газета "Маяк", 30 июля, 2009 год. г. Сысерть. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий