понедельник, 7 февраля 2011 г.

«Болонка» в России, или Способных ждут и в Париже

Волнующие сердца школьников выпускные экзамены подошли к концу! Уже подсчитаны все-все баллы ЕГЭ. Можно и успокоиться. Но на время. Во многих ВУЗах страны, в том числе и в свердловских, учиться мы будем по балло-рейтинговой системе, а это значит – снова считать. Совсем скоро уйдут в прошлое традиционные «отлично» и «неуды», вместо них появятся сухие цифры от нуля до ста. Откуда эти баллы взялись?

В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу – созданию единой системы высшего образования в Европе. Первоначально 19 июня 1999 года в г. Болонья на конференции министры образования 29 стран приняли «Болонскую декларацию». Участвовать в этой системе может любая страна. Сегодня она охватывает более 50 государств, в их числе и Россия (данные взяты с сайта свободной энциклопедии - http://ru.wikipedia.org).

Главное в ней - введение двухуровневой системы обучения, расширение мобильности, введение кредитной системы и обеспечение трудоустройства выпускников. Вместо полноценных 5-6 лет студенты будут обучаться 4 года и в конце этого срока увидят в своих дипломах загадочное слово «бакалавр». А те, кому особенно понравилось учиться, продолжают грызть гранит науки еще два года и становятся магистрами, например, биологических наук. Для чего это делается?

В этом мире люди не выбирают профессию раз и навсегда. Они должны быть готовы к тому, что придется переучиваться несколько раз. Нет смысла заставлять 17- летнего подростка выбирать себе узкую специальность, изучать ее в течение пяти лет – и больше никогда не учиться. Гораздо разумнее дать ему широкое образование, которое позволит получить навыки, необходимые для дальнейшего развития. Это широкое образование и есть бакалавриат, куда по идее должны быть включены общие дисциплины. А затем – более узкое, направленное на глубокое изучение какой-либо области знаний. Это - магистратура.

Как говорят в университетах, после 4 лет обучения вполне возможно поменять специальность и даже вуз, при условии, что он тоже участвует в этом проекте. Или вообще, сделать паузу в обучении и немного поработать.

Противники Болонского процесса утверждают, что у ребят с дипломами бакалавра часто возникают проблемы при трудоустройстве. У молодых людей, которые проучились только четыре года, не хватает профессиональных знаний, и работодатели вынуждены тратить дополнительные средства на их переподготовку. А некоторые воспринимают бакалавров, как недоучек, и не могут предложить им достойной должности.

Появляется и так называемая кредитная система, где под словом «кредит» подразумеваются баллы. Предположим, в течение семестра студент изучает курс высшей математики и в конце сдает экзамен. За это время у него есть возможность набрать 100 баллов за различные работы. Если ребята не просто ходят на лекции, а еще время от времени контрольные пишут – то и тут отдельно можно набрать еще 100 баллов. Разница в том, что первые баллы - это те же оценки, которые мы получаем в течение семестра. Обычно они не влияют на экзамен, ну, максимум, преподаватель будет к вам лучше расположен.

С введением баллов, если наш студент – человечек умный, то набрав от 80 и выше, он получит «автоматом» пятерку за экзамен. А баллы за контрольные работы – это маленькое вложение в тот экзамен, где ребятам предложат лишь «добрать»немного, дабы получить хорошую отметку. Затем все оценки суммируют и выведут общую цифру, величина которой может быть от 10 до 100. Про баллы после сдачи экзаменов забывать не стоит – те же самые цифры спустя несколько лет мы увидим в своих дипломах, напротив названия каждого предмета. Для пущего эффекта, все это дело также суммируют и выведут общую цифру - рейтинг студента. И окажется, что с набранными баллами наш умненький студент занимает 10 место среди всех остальных выпускников своего ВУЗа. А кто-то и 452 -е место.

Такие дипломы существуют в США и вводятся в Европе. Сторонники Болонского процесса утверждают, что это хорошая идея, потому что работодатель сможет точно знать, каков уровень знаний у выпускника того или иного ВУЗа. Система «кредитов» позволяет студенту обучаться не только в своем университете, но и в других, даже за рубежом. Предметы, которые он будет изучать за границей, учтут и запишут в его диплом, естественно, после согласования с деканатом. Умный студент может один год проучиться в Екатеринбурге, второй – в Париже, третий – в Лондоне, а потом вернуться на родину и закончить без потерь обучение в уральском вузе.

Благодаря такому диплому, с множеством баллов, наши студенты смогут получить работу не только в своей стране, но и за рубежом. Умных и талантливых людей ждут везде и всегда, и неважно, какой диплом у тебя на руках.

Отношение к новой системе образования противоречивое. Болонский процесс обсуждают на научных конференциях всех уровней – от региональных до федеральных, в кабинетах за чашкой чая и на лекциях вместе со студентами.

Чиновники рассказывают о преимуществах «болонизации», с ними активно спорят профессора наук, утверждая, что приняв эту систему, мы утратим свое особое, русское образование.

Вот о чем говорят данные опроса, проведенного мною среди 25 сысертских студентов. 54% знают, что такое Болонский процесс. Большая часть из них учится именно в тех вузах, где балло-рейтинговая система уже введена. Это УрГУ, УрГЭУ и УГТУ-УПИ. 27% студентов не уверены, что понимают суть новой системы (хотя сами в качестве оценок тоже получают баллы). Совсем о Болонской системе не знают 19% опрошенных – в их вузах ее еще нет. Большинство студентов отрицательно относится к баллам. В качестве минусов называют непонятность, учет посещаемости, опасность недобора баллов.

Антон, студент УрГЭУ:

- Положительные стороны ощущают лентяи, которые ничего не делают и получают баллы за ответы на «двойку». Зато на каждой паре. А я отвечу пару раз за семестр, но на пять – а сумма баллов у нас будет одинакова. Сырая, непродуманная система.

Назвали и плюсы: возможность заработать оценку посещениями, реально оценить себя и свои знания. Система заставит учиться даже лентяев.

Лена, студентка УрГУ:

- Если ты работаешь весь семестр, на каждой паре, так как и задумывалось, то и баллов набираешь больше. А в конце года, возможно, и экзамен сдавать не придется – поставят автомат, и можно идти отдыхать.

На вопрос «Что лучше – старая система отметок или новые баллы?» наши студенты почти единогласно сделали выбор в пользу привычных оценок.

Какой окажется «болонка» для российский студентов – кусачей и злой, или наоборот – белой и пушистой, мы узнаем лишь годы спустя. Но несмотря ни на что, остается уверенность в том, что готовые трудиться и получать знания за бортом никогда не останутся.

(с) газета "Маяк", 14 июля, 2009 год. г. Сысерть.

Комментариев нет:

Отправить комментарий